Оценка эффективности и влияния международных проектов на экономическое развитие стран

Оценка эффективности и влияния международных проектов на экономическое развитие стран

Оценка эффективности и влияния международных проектов на экономическое развитие стран

Темпы макроэкономического развития государства напрямую зависят от степени его вовлеченности в международные проекты: привлечение иностранных инвестиций положительно влияет на экономические, политические и культурные аспекты. Поэтому важно проводить оценку эффективности и влияния международных проектов на экономическое развитие стран с точки зрения количественного и качественного анализа.

Особенности международных проектов как механики иностранных инвестиций

В рамках мировой политики и глобализации производства высокая значимость международных проектов обусловлена комплексным влиянием на развитие отдельных стран и укрепление мирового рынка. В России такой формат экономического сотрудничества регламентирован законом «Об иностранных инвестициях», который устанавливает порядок использования материальных и нематериальных ресурсов и особенности экспорта. Привлечение иностранных инвестиций ведет к росту качественных и количественных показателей в различных сферах:

  • повышает инвестиционную привлекательность отдельного проекта и страны в целом;
  • позволяет модернизировать производственные процессы за счет использования новых технологий и оборудования;
  • увеличивает количество рабочих мест и повышает квалификацию специалистов;
  • влияет на социально значимые и культурные аспекты государства.

Реализация международных проектов актуальна для всех участников, поскольку они получают возможность снизить экономические риски из-за сотрудничества и сократить расходы из национального бюджета на выполнение ключевых задач.

Однако работа с зарубежным инвестором часто характеризуется и минусами. Например, изменением уровня конкурентоспособности на внутреннем рынке, что сказывается на оттоке квалифицированных кадров, снижением экспорта локальной продукции. Кроме того, формат сотрудничества всегда зависит от текущего распределения сил на мировой арене и вероятности наложения политических и экономических санкций.

Методы оценки влияния международных проектов на экономику страны

Исследование инвестиционных проектов в рамках заключения международного сотрудничества проводят как на начальном этапе, когда требуется определить уровень инвестпривлекательности бизнес-плана, так и в соответствии с утвержденными сроками итоговой и промежуточной отчетности. При определении периодичности анализа эффективности также ориентируются на масштаб иностранного капитала: в среднем комплексную оценку международного проекта проводят раз в год.

Оценку международных проектов регулирует специальное подразделение Организации Объединенных Наций по промышленному развитию – ЮНИДО. Оно устанавливает четкие требования к международному сотрудничеству, которые включают:

  • определение рисков и потенциальных выгод;
  • анализ целесообразности затрат;
  • схему распределения рисков между государствами-участниками.

Одновременно система исследования эффективности включает и расчет количественных показателей, которые указывают на влияние отдельного проекта на развитие макроэкономики государства. Так рассчитывают несколько ключевых индексов: индекс доходности, сроки окупаемости и чистый дисконтированный доход.

Здесь важно учитывать и возможные налоговые и производственные льготы для иностранных инвесторов, а также затраты на правовые аспекты сотрудничества: регистрацию деятельности и получение допусков. Целью комплексного исследования является определение масштаба и качества влияния на экономику страны иностранного финансирования.

Преимущества обучения в ИМЭС

Институт международных экономических связей позволяет выпускникам объективно оценивать потенциальные и текущие международные проекты с точки зрения качественной и количественной эффективности. Студенты обучаются по направлениям Экономика, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление, а также другим перспективным специальностям. Студенты института изучают наиболее востребованные методики анализа инвестиционной привлекательности и бизнес-планирования, что позволяет проводить комплексные исследования международных проектов.

Оценка проектов с иностранными инвестициями

— λt > 0; nt ≠ 0; βt в > βt а > 0 – приростная капиталоотдача иностранных инвестиций выше, чем национальных .

Второй способ заключается в определении и интерпретации коэффициентов абсолютной (Et) и относительной (Gt) эластичности национальных (внутренних) инвестиций по иностранным:

Et = ΔL A t / ΔL B t ; Gt= (ΔL A t / L A t ) /(ΔL B t / L B t),

где L A t, L B t – капиталоемкости производства (секторов экономики) страныреципиента по национальным и иностранным инвестициям соответственно:

L A t = J A t /Yt; L B t = J B t /Yt,

где ΔL A t, ΔL B t – изменения долей годовых национальных и иностранных инвестиций в величине ВВП страны-реципиента:

ΔL A t = ΔJ A t /Yt; ΔL B t = ΔJ B t / Yt,

ΔJ A t , ΔJ B t – изменения сумм национальных и иностранных инвестиций в производство (экономику) страны-реципиента в t-ом году.

Полученные значения коэффициентов Et и Gt интерпретируются следующим образом:

— если Et > 0 и Gt > 0, то в экономике имеет место эффект мультипликации иностранных и внутренних инвестиций, когда первые «цепляют» вторые и тем самым способствуют их более активному вовлечению в производственный процесс. Такой «эффект вовлечения» соответствует максимально комфортному инвестиционному климату в стране-реципиенте;

Оценка проектов с иностранными инвестициями

Оценка эффективности иностранных инвестиций в РФ

Оценка эффективности инвестиций — чрезвычайно сложная проблема, требующая как количественных, так и качественных подходов во всех случаях инвестирования в экономику и социальную сферу страны. Тем более, это относится к иностранным инвестициям, где возникает ряд дополнительных факторов, действие которых необходимо учитывать при этой оценке. Весьма по-разному складываются показатели эффективности прямых и прочих инвестиций. Несколько различны способы оценки эффективности на макроуровне экономики и на уровне предприятий и организаций. Оценка эффективности любого инвестиционного проекта, в том числе, естественно, и с участием нерезидентов, представляет собой непрерывный процесс. Она начинается с момента технико-экономического обоснования проекта, является элементом мониторинга проекта по ходу его осуществления и представляет итоговый экономический результат после его окончания. На всех этих этапах методы получения оценок эффективности несколько различны. [7, c.112]

При обосновании целесообразности осуществления ПИИ следует, прежде всего, определить, в чем кроются источники их эффективности на качественном уровне.

Источником иностранных инвестиций свободный капитал становится тогда, когда создается возможность получения большей прибыли и более высокой рентабельности, чем при вложениях в своей родной отрасли или диверсификации внутри страны.

Факторами обеспечения этой более высокой рентабельности являются использование более дешевых энергоресурсов, сырья, материалов и рабочей силы, а также возможность при ненасыщенном рынке страны-рецепиента быстрого расширения объемов производства быстрого расширения объемов производства и получения экономии на постоянных издержках.

Еще одним фактором эффективности вложений за рубежом для инвестора являются концентрация производства и в связи с этим усиление контроля над рынком путем приобретения контрольных пакетов, а в ряде случаев поглощения соответствующих производств в других странах.

Этими соображениями должны руководствоваться и органы управления российской экономикой, создавая условия привлечения иностранных инвестиций. Эти инвестиции должны обеспечивать более высокую производительность труда, более эффективное использование ресурсов и соответственно более высокую рентабельность и капиталоотдачу, чем отечественный капитал. [6, c. 172]

Эффективность ПИИ должна определяться количественно в соответствии с международно признанной методикой ЮНИДО. Рассмотрим более подробно метод количественного измерения эффективности инвестиционной деятельности.

При количественной оценке следует руководствоваться основными нормами, содержащимися в Законе № 160-ФЗ и определяющими принципиально состав инвестиционных доходов и расходов, которые должны учитываться при расчете эффективности. В соответствии с законом, срок окупаемости инвестиционного проекта — это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями приобретет положительное значение. [17, c. 11]

Эта норма закона однозначно отражается широко известной формулой расчета чистой текущей стоимости — NPV:

где t = 1,2…n — число лет осуществления инвестиционной программы;

Dt — годовой поток наличности, включающий сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений;

d — коэффициент дисконтирования, принимаемый в данном случае как постоянная величина на весь срок осуществления инвестиционной программы с участием ИИ;

It — размер иностранных инвестиций по годам осуществления инвестиционный программы.

Однако при оценке эффективности иностранных инвестиций при внешнем сходстве расчетного аппарата имеется ряд особенностей формирования величин, составляющих приведенную формулу.

Прежде всего, срок окупаемости ПИИ (t) не может быть произвольным. По закону предельный срок окупаемости проектов с иностранными инвестициями составляет семь лет. [17, c.11]

Что касается годового потока наличности (Dt), при анализе эффективности инвестиций, и прежде всего иностранных, следует различать некоторую специфику методов определения чистой прибыли в зависимости от следующего:

— возникает ли в результате ПИИ на территории России новый объект или средства инвестируются в уже действующее производство;

— является ли это производство целиком с иностранным капиталом или создается коммерческая организация с иностранными инвестициями;

— организуется ли при этом выпуск продукции, не имеющий аналогов в России, или аналогичная продукция производится на других предприятиях, как отечественных, так и с участием иностранного капитала. [7, c. 116]

Читать статью  Фондовые индексы США разнонаправленно изменились по итогам торгов в четверг

Для получения оценки эффективности ПИИ требуется использовать совокупность как натуральных, так и стоимостных показателей.

Одним из таких показателей является повышение производительности труда, достигаемое с помощью ПИИ как на отдельных предприятиях, так и в масштабах экономики в целом.

Рост производительности труда на всех этих уровнях можно оценить через ?Q — прирост объемов производства — Q:

где Qt, Qt-1 — объем производства соответственно в t-м периоде, после осуществления иностранных инвестиций, и в t-1 периоде — до их осуществления;

P t, Pt-1 — (Personnel) — среднегодовая численность занятых соответственно в этих периодах.

Использование формулы (2), если Qt, Qt-1 берутся в натуральных показателях, методологически достаточно просто в случаях, когда ПИИ вливаются в действующее российское производство, сохраняющее в целом свою номенклатурную направленность.

При этом возможны две ситуации. Первая из них — когда производительность труда после осуществления ИИ на данном производстве возрастает, но при этом увеличивается и число рабочих мест. Вторая — когда при росте производительности труда за счет освоения научно-технических разработок, перехода к новым технологиям, совершенствования менеджмента число рабочих мест на российских предприятиях сокращается. Последняя ситуация вполне вероятна даже для экономики страны в целом и тем более реальна в отраслевом, муниципальном и региональном разрезе. В этих условиях необходимо при использовании формулы (2) учесть как непосредственный эффект роста производительности труда, так и влияние на объемы производства изменений в численности занятых:

где ?Q1 — прирост объемов производства при росте производительности труда;

?Q2 — прирост объемов производства за счет изменения численности занятых.

Формулы (2) — (5) верны и при задании объемов в стоимостном измерении. В этом случае следует только учесть как фактор инфляционного изменения цен, так и то, что в результате осуществления ИИ должен происходить переход к выпуску продукции с более высокими потребительскими свойствами, которая находит свое признание на рынке и при более высокой цене на нее. [7, c.118-119]

В случае если создается совершенно новое производство либо целиком с иностранным, либо со смешанным капиталом, в качестве Qt-1, Pt-1 следует использовать данные предприятий, действующих в той же отрасли и производящих сходную по своему функциональному назначению продукцию.

Поскольку вместе с трудом в создании продукции участвуют и другие ресурсы, аналогичным образом по формуле (2) можно оценить эффект использования любого другого из видов ресурсов через прирост фондоотдачи, материалоотдачи, энергоотдачи, капиталоотдачи, являющихся результатом более рационального и экономного использования ресурсов, которое должны обеспечить ПИИ. В данном случае предпочтительней использовать стоимостное измерение всех участвующих в расчете величин. Тогда показатели, содержащиеся в скобках формулы (2) отразят, каков объем производства на выбранную для стоимостной оценки единицу стоимости основных фондов, затрат материалов, энергоресурсов, капитала в целом соответственно после и до осуществления ИИ. Недостатком такого подхода является то, что на его основе нельзя оценить совокупный эффект использования всех видов ресурсов.

Для получения такой совокупной оценки и определения доли каждого из ресурсов в приростах этих объемов следует использовать обратные величины: трудоемкость (Т); фондоемкость (Ф), которую можно выразить через удельную величину амортизации (А); энергоемкость (Е); материалоемкость (М) и капиталоемкость (К).

Количественный результат по каждому из этих показателей при использовании цен каждого из видов ресурсов оказывается сопоставимым. Сумма этих результатов дает оценку совокупного эффекта использования всех ресурсов. Следует отметить, что сопоставимый результат t-го и (t-1)-го периодов требует использования постоянных цен применяемых ресурсов, то есть заработной платы, неизменных норм амортизации, энерготарифов, цен материалов и сумм оборотного капитала, скорректированных на индекс инфляции, т.е. тех цен, которые согласованы в контракте с иностранным инвестором. В этом случае суммарная экономия, полученная от иностранных инвестиций за счет сокращения затрат ресурсов при более рациональном их использовании — Эии, обеспечивающая прирост части прибыли, может быть определена как:

При использовании этой формулы следует обратить внимание на то, что под Qt, Qt-1 в ней, аналогично (2), может приниматься объем производства в натуральных единицах. В результате расчета выявляется стоимостная оценка затрат ресурсов на единицу производимой продукции в натуральном выражении до и после осуществления ИИ. Но не менее существенным фактором их эффективности является изменение качества, набора потребительских свойств производимой продукции, рост ее конкурентоспособности, большей востребованности рынком, в результате чего растут цена и соответственно объем реализации в денежном выражении.

Если в качестве числителей в формуле (6) взять объем реализации, который в свою очередь может быть определен как произведение объема производства в натуральном выражении Qt, Qt-1 соответственно на цену реализации Рt, Рt-1, то результат будет представлять стоимость потребленных ресурсов на рубль реализации товарной продукции до и после осуществления ПИИ. При этих условиях выражение

будет представлять собой реальный прирост части валовой прибыли — ?П в результате осуществления инвестиционной программы с ПИИ. [7, c. 120]

Специфика расчетов эффективности иностранных инвестиций заключается, во-первых, в том, что показатели, участвующие в расчетах, должны быть продисконтированы, а само значение коэффициента дисконтирования определяется с учетом целого ряда факторов, имеющих значение именно в сфере инвестиционного взаимодействия с нерезидентами (валютных рисков, учета влияния инфляции не только в стране-рецепиенте, но и в стране инвестора и т.д.).

Во-вторых целесообразно осуществить расчеты по вышеприведенным формулам не только в национальной валюте (в данном случае в рублях), но и в валюте страны нерезидента как по официальному курсу, так и по паритету покупательной способности, а затем сравнить полученные результаты с аналогичными показателями такой же производственной деятельности в стране нерезидента, а также с наилучшими мировыми образцами. ПИИ должны быть не просто эффективны в российских условиях, а обеспечивать, по крайней мере, не худшие экономические результаты по производительности труда, экономии ресурсов, уже достигнутые на мировом уровне и нерезидентом в своей стране. В противном случае эти инвестиции не обеспечат производства продукции, конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на мировом рынке. А это должно являться неотъемлемым условием их использования. [7, c. 121]

Таким образом, оценка эффективности привлечения иностранных инвестиций в страну — сложный процесс, требующий анализа специфики иностранного инвестирования, а также учета многочисленных факторов, влияющих на эффективность инвестиционных проектов.

иностранный инвестиция топливный энергетический тюменская

Оценка эффективности иностранных инвестиций и создание условий для их привлечения

Завершающим и наиболее ответственным этапом прединвестиционных исследований является обоснование экономической эффективности инвестиционного проекта или отдельного мероприятия. Как правило, оценка эффективности инвестиций базируется на огромном объеме информации, используемой для анализа, расчетов и принятия решений.

Важной, отличительной особенностью всех хозяйственных субъектов, действующих в рыночной экономической системе, следует считать различия в целях, которые они преследуют. Таким образом, различие в целях предопределило появление критериев оценки эффективности. Так, критериями для обоснования эффективности инвестиционного проекта могут быть максимум прибыли или доходности, минимум трудовых затрат, срок окупаемости или безубыточность, качество продукции, доля рынка и др. при их удовлетворении крайне важно учесть затраты, связанные с реализацией проекта, а также размеры инфляции и риска.

Как принято во всем мире, практически любой инвестиционный проект при всех его положительных характеристиках и значимости для общества должен содержать экономический или. социальный эффект (или то и другое вместе) и тем самым обеспечивать возмещение вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации продукции или услуг. При этом в качестве критерия оценки эффективности чаще всего выступает прибыль, обеспечивающая сроки окупаемости и рентабельности инвестиций не ниже желаемого уровня или срока. Оценка реальности достижения именно таких результатов и есть основная задача формальных (или неформальных) методов оценки и анализа любого вложения средств в реальные активы.

Прогноз финансовых показателей проекта служит исходным пунктом оценки его экономической эффективности. Если же на этом этапе анализа получен отрицательный результат, то следует продолжить исследования, чтобы окончательно убедиться в его экономической несостоятельности.

В состав финансовых показателей обычно входят:

— единовременные затраты, то есть капитальные вложения в землю, подготовку строительной площадки проектно-изыскательские и проектно-конструкторские работы, строительство зданий и инженерных сооружений, приобретение технологического оборудования и его монтаж, пусконаладочные работы, прирост оборотного капитала непредвиденные расходы;

Читать статью  Разбор: как устроена инфраструктура российского рынка ценных бумаг

финансовые результаты, определяющие источники и размеры поступлений денежных средств хозяйствующему субъекту, который реализует проект. Источниками поступлений, определяющими входной денежный поток, могут быть выручка от реализаций продукции или услуг, кредиты и займы внешних агентов, акционерный капитал, привлекаемый за счет дополнительной эмиссии акций, выручка от ликвидации активов, вовлекаемых в проект и реализуемых по его завершении и др.;

текущие затраты по проекту, которые определяют направления, сроки и размеры выплат денежных средств, необходимых для выполнения взятых хозяйствующими субъектами обязательств по реализации проекта:

где ЧП — чистая прибыль, тыс. тенге;

П — объем продаж, тыс. тенге.

В зарубежной, а теперь и в отечественной практике наиболее часто используют финансовые расчеты в предположении трех вариантов условий реализации проекта:

наименее выгодных (пессимистический вариант);

наиболее выгодных (оптимистический вариант);

наиболее вероятных (вероятный вариант).

Оптимистический вариант прогноза предполагает набольшие объемы реализации продукции (услуг), поэтому, основываясь на его результатах, можно определить потребность в инвестируемом капитале. Пессимистический вариант ориентирует инвестора на самые худшие события, которые могут произойти при реализации небольших объемов продукции, если усилится конкуренции на рынках сбыта. Вероятный вариант надо рассматривать как нечто среднее между оптимистическим и пессимистическим с учетом факторов риска и инфляции.

Надо отметить, что практически любой инвестиционный или инновационный проект базируется на предпосылках и условиях, которые определяют, насколько будущие выгоды от реализации этих проектов оправдывают сегодняшние затраты. При этом инвесторы сталкиваются с одним из вариантов альтернативных возможностей потребления, являющихся основой принятия инвестиционных решений.

Надо отметить, что в мировой практике сложились подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, предусматривающие:

  • — моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
  • — учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду;
  • — определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей;
  • — приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;
  • — учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, на ценность используемых денежных средств;
  • — учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.

Следует также отметить, что во избежание излишних сложностей при рассмотрении сущности и действия методов оценки эффективности, как правило, используют определенные допущения в части налоговой политики, инфляции и рисков, что, в свою очередь, реализуется в расчетах эффективности с помощью специальных программных продуктов.

В процессе разработки и анализа инвестиционного проекта важное значение придается определению затрат на всех стадиях, ( во всех фазах ) реализации проекта.

Затраты, осуществляемые участниками выполнения проекта подразделяются на первоначальные (единовременные или капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные. Для их оценки могут использоваться базисные, прогнозные, расчетные и мировые цены.

Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени t,. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода.

Базисные цены, как правило, используется на стадии технико-экономических исследований инвестиционных возможностей.

Прогнозная цена Ц продукции или ресурса в конце t-ro шага расчета (например» t-ro года ) определяется по формуле :

где Ц — базисная цена продукции или ресурса, тенге;

I * (t ) — коэффициент ( индекс ) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей группы в конце t-ro шага по отношению к начальному моменту расчета (в котором известны цены).

Приведение цен j-го. ресурса в момент времени t = te ( базисных цен ) к ценам того же ресурса в конце t-ro шага ( прогнозная цена ) производится по формуле:

где Цjt — цена j-ro ресурса на t-м шаге ( прогнозная или текущая цена ), тенге;

Цб — цена того же ресурса в ценах на момент to (базисная цена), тенге;

Ij (t/te) — индекс цен на j-й ресурс с учетом изменения его стоимости.

Согласно существующему положению, по проектам, разрабатываемым по заказу органов государственного управления, значение индексов изменения цен на отдельные виды продукции и ресурсов устанавливаются в задании на проектирование в соответствии с прогнозами Министерства экономики. По сути, речь идет о том, что для части продукции и ресурсов государство на основе прогнозных оценок инфляции определяет значения индексов изменения цен.

Надо отметить, что основное влияние на показатели затрат и результатов проекта оказывают:

  • — неоднородность инфляции; (то есть различная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов;
  • — повышение уровня инфляции над ростом иностранной валюты.

Надо отметить, что и однородная инфляция влияет на показатели эффективности. Так, увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, чем их отсутствие. В то время как наличие запасов готовой продукции и дебиторской задолженности может стать менее выгодным, чем без инфляции.

Наличие инфляции и ее влияние на показатели при проекте не только в денежном, но и в натуральном решении отрицательно сказываются на финансовых результатах осуществления проекта, в том числе и на условия предоставления займов и кредитов, а также на объемы производства и продаж.

Существуют определенные правила подготовки исходной информации для оценки эффективности проекта, Так, в случае неоднородной инфляции вся информация о проекте должна предоставляться в расчетных ценах Цр. Расчетные цены позволяют учитывать изменение цены конкурентного ресурса (или продукта) относительно общего индекса цен.

Не рекомендуется производить оценку в прогнозных (текущих) ценах, то есть ценах, фактически действующих на каждом шаге расчета. Дело в том, что в случае возникает дополнительная потребность в исходных данных, связанных с инфляцией, усложняются расчетные формулы, а точность результатов не изменяется.

По каждой составляющей структуры инвестиций (капитальных затрат) должны быть указаны их стоимость, график ввода в действие и норма амортизации (срок службы). Инвестиционные издержки должны отражать информацию о стоимости:

— приобретения и подготовки земельного участка;

проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ;

постоянных и временных зданий и сооружений;

оборудования и сетей коммуникаций;

нематериальных активов (лицензий, патентов);

о непредвиденных расходах.

В состав инвестиционных затрат необходимо включать также изменение оборотного капитала OK (t), определяемое для шага t по формуле:

где OK(t-l) -оборотный капитал на (t-l)-м шаге, тыс. тенге;

TA(t) — текущие активы на t шаге, тыс. тенге;

ТП(t) — текущие пассивы на t-м шаге, тыс. тенге.

По каждой составляющей текущих активов необходимо определить:

— по запасам материалов — покрытие потребности (периодичность поставки) и страховой запас (в днях), в том числе по сырью, основным и вспомогательным материалам, комплектующим; по запчастям для ремонта, таре, расходным материалам; по топливу, энергии;

по незавершенной продукции — цикл производства (в днях);

по готовой продукции — срок хранения или периодичность отгрузки (в

  • — по кредитам покупателя (счетам к получению) — долю кредитов в выручке (в процентах) и средний срок кредита (отсрочки платежей) в днях;
  • — по авансам поставщикам — долю авансов в прямых материальных затратах (в процентах) и средний срок авансовых платежей (в днях);
  • — по резерву денежных средств — срок покрытия потребности (в днях).

В состав оборотных активов входит также НДС, уплаченный в рассматриваемом интервале планирования, который определяется на основании данных по НДС к полным производственным затратам, постоянным и оборотным активам.

По каждой составляющей текущих активов необходимо знать:

  • — по кредитам поставщиков (счетам к оплате) — отсрочку платежей (в днях);
  • — по авансам покупателей — долю авансов в выручке (в процентах) и средний срок авансов;
  • — по расчетам с персоналом — частоту выплаты заработной платы (раз, два раза в месяц).

В состав текущих пассивов входят также расчеты с бюджетом и проценты к уплате, рассчитываемые автоматически на основании исходных данных.

Затраты на производство определяются укрупненно по составляющим:

— прямые материальные затраты;

затраты на рабочую силу;

Цены материальных ресурсов определяют по статьям расходов (материалы, электроэнергия, ремонт).

Затраты на оплату труда рассчитывают, умножая численность работников по категориям персонала (основной производственный, вспомогательный производственный, административно-управленческий, прочий, сбытовой) на месячный оклад или средний заработок рабочих- сдельщиков.

Накладные расходы (общехозяйственные, административные, сбытовые, прочие затраты) определяются в денежных единицах или как процент от составляющих прямых затрат на производство (например, заработной платы основного производственного персонала).

Читать статью  Инвестиции в ценные бумаги

Наиболее высокие показатели достигнуты в странах с переходной экономикой, к числу которых относится Казахстан, где в 2006 году они возросли на 68% и достигли 69 млрд. долларов. Прирост инвестиций объяснялся, прежде всего, увеличением прибыли компаний по всему миру с соответствующим повышением цен на их акции. Однако, начиная с 2007 года, в связи с началом глобальных кризисных процессов, как в финансовом, так и производственном сферах произошли изменения в объемах, динамике и структуре ПИИ.

Фактор ценовой конъюнктуры. Реальную картину динамики иностранных инвестиций показывает платежный баланс Национального банка Республики Казахстан[15]

Таблица 1 Показатели потоков инвестиций (нетто-поток), млрд.долл.

Прямые инвестиции из Казахстана

Прямые инвестиции в Казахстан

Благоприятные мировые цены на углеводороды и металлы за последние годы позволили увеличивать объемы инвестиций. Объем иностранных инвестиций, как и размер общих прямых инвестиций в Казахстан за последние три года возрастали, достигнув в 2007 году максимума, соответственно 6,9 млрд. долл. и 10,2 млрд. долларов. Однако с началом кризиса за 1-е полугодие 2008 года общих прямых инвестиций поступило уже 3,8 млрд. долларов, при 4,2 млрд. долларов за аналогичный период прошлого года. Налицо определенное сужение инвестиционного рынка. Продолжавшийся в первом полугодии рост цен на нефть обеспечивал дальнейшее нарастание объемов возвращаемых иностранными инвесторами доходов. В первом полугодии 2008 года доходы иностранных инвесторов увеличились 37% в сравнении с тем же периодом прошлого года. В том числе выплаты дивидендов инвесторам выросли на 69% и составили 5,7 млрд. долларов. В целом, по итогам 2008 года нетто-приток ПИИ составил 12,4 млрд. долларов, а объемы прямых инвестиций казахстанских резидентов в зарубежные предприятия выросли до 4,2 млрд. долларов.[16]

Неустойчивость конъюнктуры рынков минерального сырья влияет на экономическую политику, и на инвестиционные решения. Очевидно, дальнейшее снижение мировых цен на сырьевые ресурсы во взаимосвязи с общим сокращением производства может привести к определенному сокращению объемов иностранных инвестиций в Казахстан, а часть инвестиционных потоков потерпит реструктуризацию. В то же время учитывая, что основные вливания прямых инвестиций направляются на проведение геологической разведки и изысканий (44,3%) и добычу нефти и газа (23,7%), по нашему мнению, в долгосрочном периоде существенного сокращения объемов ПИИ не произойдет.

Фактор политического и законодательного климата. За последние годы правительство приложило немало усилий для создания имиджа республики как одного из надежных и привлекательных государств. Однако международный финансовый кризис и понижение инвестиционного рейтинга вызвали определенные изменения в инвестиционной политике республики. Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана, 6 февраля 2008 года, отметил: «Главный вектор в нефтегазовой отрасли — усиление позиций государства . ».[17] Казахстан, подстегиваемый проблемами финансового сектора и угрозой замедления темпов экономического роста, предпринял ряд шагов по усилению позиции государства в нефтегазовом секторе. В частности, были увеличены доли государства в освоении месторождений Кумколь и Кашаган, а также угольного разреза «Богатырь». Кроме того, предполагается взять на себя права недропользования на уже разведанные месторождения черных и цветных металлов, а также создание национальной горно-металлургической компании, аналогичной НК «КазМунай-Газ». Разработанный новый налоговый кодекс обеспечивает рост налоговой нагрузки в сырьевом секторе, что должен компенсировать ожидаемые потери бюджета, вызванные кризисными процессами в реальном секторе. Правительством проводится политика по ревизии исполнения контрактных обязательств, в сфере недропользования. В результате, на 1 января 2008 года, из 822 контрактов только 454 обеспечивают полное исполнение обязательств, 182 компаний не в полном объеме выполняют, 97 контрактов — расторгнуты. Большинство этих контрактов, заключены с иностранными инвесторами.[18]

Фактор снижения производства. В Казахстане добыча минерально-сырьевых ресурсов неуклонно растет. По сравнению с 1996 годом ежегодный объем добычи нефти возрос почти вдвое (более 60 млн. т) а газа — в 10 раз (более 30 млрд. куб. м), угля в 1,4 раза, добыча урана — в 160 раз. По заключению экспертов в долгосрочной перспективе в указанных отраслях добыча и разведка будут определяться не снижающимся спросом на энергоресурсы, поэтому существенного снижения капиталовложений не произойдет. Казахстан, являясь государством с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке Каспийского шельфа, в перспективе остается одним из крупнейших поставщиков энергетической продукции на мировые рынки.

Однако кризис затрагивает отрасли производства черных и цветных металлов, которые до последнего времени были также объектом динамичного вложения иностранных инвестиций. О начавшемся перераспределении потоков инвестиций, вызванных кризисными явлениями, свидетельствуют показатели уже первого квартала 2008 года. Так, в сравнении с базовым периодом сократился объем ПИИ в цветную металлургию — на 32%, в строительство — в 2 раза. Тенденция снижения подтверждается и в производстве. По итогам первого полугодия 2008 года сократилось производство медной руды, железорудных окатышей. Снижение объемов в обрабатывающем секторе было вызвано, в основном, сокращением производства черных и цветных металлов, обработки древесины, оборудования и транспортных средств, а также строительных материалов. В результате доля обрабатывающей промышленности в структуре производства снизилась за, полгода с 37,9% до 30,4%. По всей вероятности, вряд ли удастся преодолеть спад, что наряду со снижением цен на углеводороды негативно повлияет на показателях поддержания роста экономики. В результате такой тенденции 2008 год завершился с ростом ВВП на 3%, вместо предусмотренных Стратегией индустриально-инновационного развития не менее 8%. Причем темпы роста экономики могут еще снизиться, если продолжится дальнейшее падение цен на нефть и газовый конденсат, черные и цветные металлы. Таким образом, кризис еще раз обнажает фактор зависимости роста от сырьевого сектора и обостряет вопросы диверсификации и инвестиционной ориентации на обрабатывающий сектор экономики.

Однако, следует ли и дальше продолжать режим ожидания иностранных инвестиций в национальные приоритетные отрасли? В условиях кризисных явлений многие зарубежные эксперты также считают проблематичным направление зарубежного капитала в отрасли, не связанные с сырьевыми ресурсами. «Отдавать предпочтение иностранным инвесторам и рассчитывать на быстрый рост промышленного производства не имеет смысла и носит в некоторой степени для Казахстана негативный характер», считает японский ученый Васэдо Акио Кавато [19]. Потому что для многих крупных иностранных компаний казахстанский рынок слишком мал. С другой стороны кризисные факторы отталкивают не всех инвесторов, в том числе с намерениями делать бизнес в несырьевом секторе Казахстана. По утверждению вице-президента Федеральной палаты экономики Австрии Рихарда Шенца, компании этой страны заинтересованы инвестировать в такие секторы, как пищевая и легкая промышленность, медицина, строительство клиник, а также проекты по развитию инфраструктуры, строительство гостиниц, гидроэлектростанций. Отсюда следует прагматический вывод: в новых кризисных условиях необходимо внести изменения в программы и уточнить приоритеты и отрасли для инвестирования. Однако кризисные факторы оказали негативное влияние и на внутренний финансовый рынок республики, который был одним из основных источников инвестиционного рынка реального сектора. При этом инвестиционные возможности банков резко упали в связи с выплатой в 2009 году внешних кредитных долгов в размере 12 млрд. долларов. Инвестиционный потенциал производственных компаний также снизился в результате падения спроса на товарном и фондовом рынках, о чем свидетельствует обвал котировок акций на Лондонской фондовой бирже крупных казахстанских компаний как «Жаикмунай» на 26,67%, «Казахмыс» — 21,-85%, холдинга ENRC — 19,14%.[20]

В этих условиях увеличить инвестиции и экспортный потенциал и предотвратить финансовые потери отечественного бизнеса, негативно влияющие на эффективность экономического сотрудничества Казахстана с другими странами — такова скорректированная инвестиционная политика Правительства. С целью законодательной поддержки такой политики был инициирован специальный законопроект, предусматривающий административные и экономические меры поддержки отечественных экспортеров, в том числе страхование инвестиции, финансирование исследований внешних рынков, предоставление кредитов. Согласно антикризисной Стратегии Правительства РК, инвестиционный рынок реального сектора экономики удастся удержать от значительного падения за счет государственного инвестирования таких программ, как «30 корпоративных лидеров», «Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов», «Поддержка малого и среднего бизнеса», «Развитие агропромышленного комплекса», в размере 10 млрд, долларов. Какая-то часть этих средств будет направлена на кредитование экономики, другая будет использована для проведения текущих платежей банков, оказавшихся на грани дефолта. Однако общая ситуация на инвестиционном рынке во многом будет зависеть от внешней конъюнктуры, в первую очередь — от мировых цен на нефть. При сохранении их на сегодняшнем уровне, выделяемых государством денег может не хватить и на один год.

Источник https://imes.su/press-tsentr/stati/item/1711-otsenka-effektivnosti-i-vliyaniya-mezhdunarodnykh-proektov-na-ekonomicheskoe-razvitie-stran

Источник https://invest-4you.ru/investitsii/otsenka-proektov-s-inostrannymi-investitsiyami/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *